Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся. Охрана здоровья учащихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация охраны здоровья учеников
Охрана здоровья учащихся включает в себя
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
организацию питания обучающихся;
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
На здоровье детей влияет три основных фактора: внутришкольные, учебно-организационные, психолого-педагогические.
Внутришкольные факторы
шум, освещенность, воздушная среда;
размер помещений, кубатура;
дизайн, цвет стен;
мебель: размеры, размещение в помещении;
видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
качество питьевой воды;
экологическое состояние прилегающей территории;
состояние сантехнического оборудования.
Учебно-организационные факторы
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
особенности уклада и норм жизни школы;
медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
участие родителей учащихся в жизни школы;
психологический климат педагогического коллектива;
наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Психолого-педагогические факторы
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
Температурный режим
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, в школе соблюдается температурный режим. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в учебных помещениях и кабинетах школы осуществляется с помощью бытовых термометров.
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
В случаях неблагоприятных погодных условий обучающиеся могут не посещать занятия по усмотрению родителей. В этом случае для организуется обучение с использованием дистанционных форм.